Диксонская Тетрадь

О Карском Граде и Его Горожанах

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


наши_люди:в:joseph_wiggins
Untitled

Joseph Wiggins

В 1859 году М.К. Сидоров обращается в РГО с просьбой » …принять… денежную сумму в 14 тысяч рублей для премирования того из русских моряков, кто достигнет морем устья Енисея». Но по мнению академика К. Бэра «Карское море - ледяной погреб», а Ф. Литке заявил: «У нас, русских, ещё нет такого моряка, который решился бы плыть морем к устью Енисея». Это стало толчком к мысли Сидорова о том, что надо привлечь иностранцев.

Опыт общения с ними у Сидорова имелся, в юности он работал в фирме своего дяди, торговавшего с англичанами. Сидоров отправился в Англию и учредил поощрительную премию в 2000 фунтов стерлингов для первого, кто откроет морское сообщение с Сибирью (тому же, кто обогнёт северную оконечность Новой Земли был обещан целый пуд золота). Призом заинтересовался капитан Joseph Wiggins .

Опытный мореплаватель думал так же, как сибирский промышленник: громадная масса воды, сбрасываемая в Карское море Обью и Енисеем, в совокупности с течением Гольфстрим способна отжать льды в северную часть Карского моря, делая южную его часть судоходной. В России эти рассуждения считали бредом промышленника-недоучки, у Wiggins в Англии также не нашлось единомышленников, готовых рискнуть своими деньгами. Но два человека, ведомые одной целью, объединили усилия, и поход состоялся.

В 1874 году он на собственном пароходе «Diana» совершил своё первое плавание в Карское море. Используя благополучную ледовую обстановку, «Diana» прошла сложным маршрутом, став первым паровым судном в Карском море.

В 1876 году впервые судами из Европы в Енисейскую губернию были доставленны коммерческие грузы. Капитан Wiggins провёл пароход «Thames» с образцами европейских товаров в Туруханск, где судно было на зиму оставлено на реке - до следующей навигации. А 4 января 1877 года, в Петербургском отделении РГО английский морплаватель сделал доклад: «О своём плавании на паровой яхте «Thames» по Карскому морю в реку Енисей в 1876 году». За большой вклад в географическое исследование Енисея Wiggins был принят в Императорское Русское географическое общество…

(По прибытию Виггинса к устью Курейки, туруханский отдельный заседатель арестовал весь груз, в обмен на провизию для команды: товар прибыл туда, где нет таможенного чиновника, а привоз товара к таким местам считался тайным, за что полагалась конфискация и штраф, в пять раз превышающий стоимость груза).

Успех Wiggins состоял не только в том, что ему удалось достичь Енисея (это раньше него сделал Nordenskiöld), а в том, что он смог поднялся по реке, тем самым доказав её возможность судоходства по ней. Это обстоятельство оказалось важным для предпринимателей.

Виггинсом были сделаны ценные метео и гидрологические наблюдения, подтвердившие вывод о возможности плавания через Карское море. Именно он накопил практический опыт по морским перевозкам ценных грузов.

В дальнейшем Виггинс, действуя по заказам английских компаний, в период 1878 - 1894 годов, одинадцать раз повторил рейсы в устья Оби и Енисея, положив начало регулярному торговому мореплаванию СМП.

http://history.nsc.ru/kapital/project/us/1-2-1.html - Плавания в Сибирь И. Виггинса

http://www.gpavet.narod.ru/Names/wiggins.htm

http://www.emaproject.com/lib_author.html?id=Persona439

Только авторизованные участники могут оставлять комментарии.
наши_люди/в/joseph_wiggins.txt · Последние изменения: 14:21 12.06.2014 — murtazaj