Диксонская Тетрадь

О Карском Граде и Его Горожанах

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


наши_люди:с:сидоров_михаил_константинович
Untitled

Сидоров Михаил Константинович

Михаил Константинович Сидоров (16 марта 1823 год, Архангельск — 12 июля 1887, Ахен, Германская империя) — российский общественный деятель, предприниматель, исследователь русского Севера.

«Безлюдный север с его скудной, по-видимому, природой, с его беспредельными пространствами, с его полудикими обитателями всегда поражал меня своим величием, обещающим славное будущее. Оставив на заднем плане выгодную для меня материально золотую промышленность… я перенёс всецело свою деятельность и денежные средства на северные приморские окраины нашего государства». М. Сидоров.

Купец 1-й гильдии и член 25 научных обществ, пионер горного дела на Севере, енисейский золотопромышленник, писатель и краевед Михаил Константинович Сидоров потратил огромное состояние на изыскания и экспедиции по Северному морскому пути. Он сетовал, что иноземные суда то и дело появляются в дельтах и реках, скупают сырьё, постоянно ведут незаконный промысел и торговлю, прикрываясь огромными взятками. Иностранцев не надо было убеждать в открывающихся возможностях доставки по морям, достаточно вспомнить, что большинство северных экспедиций возглавлялись и организовывались иноземцами. Сидоров не хотел им уступать, считая, что мы и сами можем возить наши богатства в Европу. Но ему этот путь проложить не дали.

Сидоров написал императору Александру III докладную записку, в которой указал пути промышленного освоения Крайнего Севера. В ответе из канцелярии написали: »…такие идеи могут проповедовать только помешанные…».

В 1850 году М.К. Сидоров открыл на Подкаменной Тунгуске богатые месторождения россыпного золота. Большую часть средств, полученных с золотых приисков, он использовал на освоение Севера.

В 1859 году Сидоров пожертвовал 3 тысячи рублей на опытные по засолке местной рыбы и приготовлению лососевой икры, для чего выписал мастера из Астрахани. Первый опыт оказался неудачным, мастера уволили, а на оставшиеся 658 рублей и дополнительные средства трёх меценатов (?) открыли инородческое училище при Туруханском Троицком монастыре.

В 1859 году появилась записка Сидорова енисейскому губернатору о возможности мореплавания из Европы в Западную Сибирь через устья Енисея и Оби, и вскоре ему с большим трудом удалось добиться от правительства разрешения организовать торговое судоходство до берегов Северо-Западной Сибири. В 1859 - 1867 годах произошло открытие Сидоровым месторождений графита по рекам Нижняя Тунгуска, Вахта и Курейка. Рудник на Нижней Тунгуске был зарегистрирован как Ольго-Васильевский прииск, названный в честь жены и друга. В 1867 году графит Эвенкии получил высокую оценку на Всемирной выставке в Париже. Известно, что Михаил Константинович «воевал» со всемогущей алмазной компанией «De Beers» и мощной фирмой «Koh-i-Noor», желавших забрать себе месторождения курейского графита, а те всячески старались устранить конкурента с берегов Енисея.

В 1862 году Михаил Сидоров собирает в Туруханском крае экспонаты для Всемирной выставки в Лондоне, на которой присутствует в качестве специалиста по Северу России. С этого времени начинается его деятельность по распространению знаний о Севере. В 1864 году в Тобольске Сидоров издал книгу «Проект о заселении Севера путём промышленности и торговли и о развитии внешней торговли Сибири». Он выступает с докладами в общественных организациях, финансирует авторов, пишущих о Севере, и о необходимости промышленного и транспортного развития Сибири. Сидоров участвует в деятельности Императорского Русского географического общества, жертвует крупные суммы на исследования севера Сибири, подготовку большой полярной экспедиции.

В 1862 - 1865 годах в Обдорске Сидоров собрал экспедицию для поиска дороги от Енисея к Печёре, которая позволяла бы вывозить графит с его приисков на Курейке. Такие пути отыскали, зимняя дорога от Туруханска к Обдорску была отмечена вешками, а по всей трассе построены зимовья. Началось строительство канала Таз-Турухан и Обь-Печорской дороги. Первые 500 пудов курейского графита по «Транссеверной магистрали Сидорова» (задолго до знаменитой стройки №503) были доставлены в Обдорск, а потом переправлены через Полярный Урал. Но на Печоре приказчиков Сидорова ждали полицейские с предписанием от Палаты госимуществ и таможни, согласно которому этот графит не мог быть вывезен за границу. После длительных хлопот часть груза доставили в Лондон, но 4500 пудов так и застряли в Обской губе. Сидоров вынужден был выплатить солидный шраф за невыполнение обязательств - неустойку. Власти не только не поощряли его деловые проекты, но сделали всё возможное, чтобы они потерпели крах.

Этот человек владел более чем двумя сотнями приисков, но, нажив многомиллионное состояние, разорился и умер в больнице немецкого городка Аахен почти нищим. После его смерти прииски перешли за неплатёж податей в пользу государства и вскоре были напрочь забыты, большая часть огромного архива Михаила Сидорова с ценнейшим материалом по всем вопросам развития Севера исчезла, но часть в 1928 году попала в Историко-археографический институт.

В 1935 году О.Ю. Шмидт поручил организовать разработку этих архивов. Нашлось немало документов по неизвестным, а точнее, забытым золотым приискам, о чём в срочном порядке сообщалось в Главзолото и разведочным партиям.

Пионер торгового мореходства СМП

Возможность плавания Северным морским путём отрицалась в правительственных и географических кругах России. Противником их был и Ф.П. Литке, уверенный в том, что пройти в Енисей через Карское море и проложить транспортную трассу вдоль берегов Сибири невозможно из-за льдов, которыми оно покрыто большую часть года. Это был барьер перед подобными экспедициями - у знаменитого адмирала сложились дружеские отношения с возглавлявшим Русское географическое общество (РГО) великим князем Константином.

В 1859 году М.К. Сидоров обращается в РГО с просьбой » …принять… денежную сумму в 14 тысяч рублей для премирования того из русских моряков, кто достигнет морем устья Енисея». Но по мнению академика К. Бэра «Карское море - ледяной погреб», а Ф. Литке заявил: «У нас, русских, ещё нет такого моряка, который решился бы плыть морем к устью Енисея». Это стало толчком к мысли Сидорова о том, что надо привлечь иностранцев.

Опыт общения с ними у Сидорова имелся, в юности он работал в фирме своего дяди, торговавшего с англичанами. Сидоров отправился в Англию и учредил поощрительную премию в 2000 фунтов стерлингов для первого, кто откроет морское сообщение с Сибирью (тому же, кто обогнёт северную оконечность Новой Земли был обещан целый пуд золота). Призом заинтересовался капитан Joseph Wiggins.

Опытный мореплаватель думал так же, как сибирский промышленник: громадная масса воды, сбрасываемая в Карское море Обью и Енисеем, в совокупности с течением Гольфстрим способна отжать льды в северную часть Карского моря, делая южную его часть судоходной. В России эти рассуждения считали бредом промышленника-недоучки, у Wiggins в Англии также не нашлось единомышленников, готовых рискнуть своими деньгами. Но два человека, ведомые одной целью, объединили усилия, и поход состоялся.

В 1874 году он на собственном пароходе «Diana» совершил своё первое плавание в Карское море. Используя благополучную ледовую обстановку, «Diana» прошла сложным маршрутом, став первым паровым судном в Карском море.

Награды

В 1865 году состоялось награждение Михаила Сидорова Большой золотой медалью Вольно-экономического общества «За доставку в Общество из Туруханского края разнообразных и весьма интересных предметов, а в особенности за многолетние, полезные и увенчанные успехом для отечественной промышленности труды по открытию сухопутного сообщения Туруханского края с Печорой через Обдорск».

Источники

«История Норильска», ООО «АПЕКС», 2013 год, ст. 127 - 130.

«Михаил Константинович Сидоров». Пикуль Валентин. Чтение online.

ВикипедиЯ

Сибирь капиталистическая

Shoyna.ru

Имена на карте Арктики

People.SU

Только авторизованные участники могут оставлять комментарии.
наши_люди/с/сидоров_михаил_константинович.txt · Последние изменения: 13:40 12.06.2014 — murtazaj