Диксонская Тетрадь

О Карском Граде и Его Горожанах

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


экспедиции
Untitled

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

экспедиции [09:22 27.06.2022]
murtazaj создано
экспедиции [10:01 14.03.2024] (текущий)
murtazaj
Строка 1: Строка 1:
-====== ​#Экспедиции ======+====== Экспедиции ======
  
-===== Пясинские экспедиции ГУСМП ===== +**1874 год**
-==== Первая Пясинская экспедиция ====+
  
 +[[люди|#​Люди]] [[экспедиции|#​Экспедиции]]\\
 +7 (19 н.с.) февраля 1874 года родился Никифор Алексеевич Бегичев. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154709947922480
  
 +**1877 год**
  
-{{:экспедиции:пясинские_караваны:​yrs-pyasinaschema.gif?​200 |}}Порт ​Диксон - фактория Валёк, расстояние ​- 900 километров.+[[люди|#​Люди]] [[экспедиции|#Экспедиции]] [[морпорт|#Морпорт]]\\ 
 +4 января ​1877 года, в Петербургском отделении РГО Joseph Wiggins сделал доклад: «О своём плавании на паровой яхте «Thames» по Карскому морю ​в реку Енисей в 1876 году». https://ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154510021376048
  
-Начальник экспедиции ​В. А. Добровольский, ​главный советник по проводке судов - К. А. Мецайк,​ капитан теплохода "​Красноярский рабочий"​ - М. Е. Лиханский.+**1900 ​1902 годы** 
  
-Во время ​первой Пясинской экспедиции было проведено три каравана судов ​с Диксона в порт Валёк.+[[экспедиции:русская_полярная_экспедиция_1900_1902_годовусская полярная экспедиция]]
  
-С началом строительства Норильского комбината на Таймыр хлынул поток грузов. Нуждались решительно во всём. Нужны были материалы,​ оборудование,​ снаряжение,​ продовольствие и многое другое. Бесконечные тонны грузов необходимо было доставить к месту строительства,​ а для этого было всего два пути. Первый - рекой до Дудинки и далее больше 100 км по полному бездорожью до Норильска. Второй гораздо длиннее - до Диксона и далее по Карскому морю до мыса Входного,​ после по реке Пясина до фактории Валёк на реке Норилка. Этот путь по воде длиннее на 1400 км, но зато от Валька до Норильска остаётся всего 12 - 14 км. Пясинский водный путь мог бы значительно упростить доставку грузов на строительство именно из-за короткого сухопутного участка.+**1903 ​год**
  
-Доставку грузов водой осуществляли ​две организации: ​Енисейское управление речного транспорта везло грузы по Енисею, ​а ГУСМП - Карским морем. По направлениям грузы разделялись на острове Диксон, получалось два грузопотока - на Дудинку и на Валёк. В навигацию 1935 года ​большая часть грузов комбината была направлена именно на Валёк, куда караваны ​судов благополучно ​добрались в августе - сентябре.+[[экспедиции:​спасательнаякспедиция_1903_года|Спасательная экспедиция]]
  
-Причалов в тот год не было нигде кроме Диксона,​ ни на Вальке,​ ни в Дудинке. Загруженные суда вставали на значительном расстоянии от берега и люди вручную,​ по пояс в воде, таскали машины и цемент,​ продукты и одежду,​ рельсы и взрывчатку,​ горючее и медикаменты. Без механизмов были выгружены автомашины ГАЗ ​АА и ЗИС - 5, компрессоры и тракторы. Даже два первых паровоза для узкоколейки выгружали вручную. Известно,​ что только за один день, 28 сентября 1935 года, таким образом было дотавлено на берег более 800 тонн грузов. На разгрузку пятитонной баржи отводилось не более пяти суток. Надо было спешить:​ заканчивалась навигация и вот-вот должен был начаться ледостав.+**1910 ​1915 годы**
  
-Временные склады и другие укрытия для грузов делали тут же, не прекращая круглосуточной ​разгрузки. Только зимой начали ​строить ​капитальные складские ​помещения, сортировать привезённый груз, ​организовывать учёт. На Вальке появилось отделение торговли. Так начинался Вальковский порт. Он мог бы стать ​основным портом Норильского комбината в стабильного успеха речной пясинской ​навигации.+[[экспедиции:гэсло|Гидрографическая экспедиция Северного ​Ледовитого океана]]
  
-Всего в первую навигацию Карско - Пясинским путём в Норильск ​пришло 3 каравана грузовых судов. Было доставлено 5404 тонн материалов и оборудования ​для "Норильскстроя",​ около 4000 тонн ​грузов для Таймырского ​национального округа. Казалосьчто транспортная проблема близка к решению. В следующую ​навигацию планировалось ​доставить Пясинскими караванами уже более 23000 тонн+[[экспедиции|#Экспедиции]] [[морпорт|#Морпорт]]\\  
 +7 (20) января 1915 годав Петроград ​пришла долгожданная радиограмма с «Eclipse»в которой были переданы координаты ​суднаи сообщалось о судьбе экспедиции ГЭСЛО. https://ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154522119977008
  
-==== Вторая Пясинская экспедиция ====+**1920 год**
  
-Порт Диксон - фактория Валёк, расстояние - 900 километров+[[люди|#​Люди]] [[власть|#​Власть]] [[экспедиции|#Экспедиции]] [[морпорт|#Морпорт]] \\ 
 +7 февраля 1920 года, расстрелян Александр Васильевич Колчак. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154662256719920
  
-Окрылённые успехом норильчане немедленно,​ зимой 1935 - 1936 годов, построили первую узкоколейку до Валька,​ рассчитывая увеличить грузопоток в следующую навигацию. Однако пясинская навигация 1936 года была настолько неудачна,​ даже трагична,​ что после неё от доставки основных грузов через Валёк отказались навсегда.+**1930 ​год**
  
-В 1936 году на Валёк было решено отправить грузы ​первой необходимости, несмотря на то, что фарватер Пясины был обозначен только приблизительно, а гидрологический режим ​всей системы не был определён.+[[экспедиции:травин.1930|Велопутешествие ​Глеба Травина]]
  
-Сначала в сильный шторм в Карском море попал караван с лесоматериалами из Игарки. Погибло более 1200 тонн леса. Тогда же возле Диксона потерпела аварию баржа с грузами "​Норильскстроя"​. Известно,​ что команда самоотверженно спасала груз.+**1931 ​год**
  
-В середине августа нетипично сложная ледовая обстановка в Пясинском заливе не позволила караванам пройти в рекуПоложение осложнялось тем, что из-за постоянной нехватки ​грузовых судов использовали всё, что держалось на воде, зачастую корабли,​ непригодные для плавания во льдах.+[[экспедиции:​zeppelin_lz-127._1931год|«ZEPPELIN» LZ-127]]
  
-Грузы застряли у Диксона. Прибывший ​для прокладки пути ледокол №8 был затёрт льдами. Через несколько дней с помощью ледокола "​Сибиряков"​ караван с трудом двинулся в путь. ​+**1935 год**
  
-Ещё через несколько дней выяснилось,​ что вода в Пясине сильно упала и большинство судов ​каравана не могут пройти по обмелевшей реке. Обиднее всего было то, что ​именно на баржах ​с глубокой осадкой находились ​краны и другие механизмы для ускорения работ ​по разгрузке в порту Валёк. Решено было технику разобрать,​ чтобы уменьшить осадку барж, ​и доставить в порь, где смонтировать снова.+[[экспедиции:пясинские|Пясинские экспедиции 1935 - 36 годов]]
  
-Часть судов, самых тяжёлых,​ была направлена в Дудинку,​ остальные всеми силами пытались протолкнуть на озеро Пясино. Для этого были задействованы несколько ледоколов и гидросамолёт для разведки. Поступающие грузы были жизненно важны для Норильска. Срыв навигации,​ может быть, самой важно в истории Норильска,​ грозил срывом строительства всего комбината.+**1936 ​год**
  
-[{{:​экспедиции:​пясинские_караваны:якоря_на_чёрной.jpg?​200 ​|Якоря с судов Пясинского каравана ​1936 года на точке Чёрная}}]Небольшой части наиболее лёгких судов удалось добраться до Валька, остальные застряли на отмелях и во льдах. ​Чтобы пройти по мелководью, некоторые баржи освобождались от части грузасливали горючее и даже сбрасывали якоряДва таких ​якоря и сейчас можно увидеть на промысловой точке Чёрная, в среднем течении реки.+[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[спорт|#​Спорт]] [[люди|#​Люди]]\\ 
 +18 февраля 1936 года торжественно стартовал лыжный переход Красноярск – Диксон,​ участниками которого были рабочие Красмашвагонстроя. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154706143557680 
 + 
 +[[экспедиции:​пясинские|Пясинские экспедиции 1935 - 36 годов]] 
 + 
 +**1937 год** 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[аэропорт|#​Аэропорт]] [[первыйсамый|#​ПервыйСамый]] [[гидромет|#​Гидромет]]\\  
 +9 февраля 1937 года, стартовал первый сверхдальний зимний перелёт ТБ – 1 (АНТ – 4). https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154670187690032 
 + 
 +**1940 год** 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[морпорт|#​Морпорт]]\\ 
 +13 января 1940 года ледокол «Иосиф Сталин» освободил из 812-дневного ледового плена «Седов». Всем 15 полярникам,​ дрейфовавшим во льдах 2,5 года, было присвоено звание Героев Советского Союзаhttps://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​155897179945008 
 + 
 +**1969 - 1970 годы** 
 + 
 +[[экспедиции|кспедиции]] [[адреса|#​Адреса]] [[диксонторг|#​Диксонторг]]\\ 
 +Плавучая энергостанция «Северное сияние» при переходе на Колыму зимовала на Диксоне 1969 - 1970 годах. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154626470787120 
 + 
 +**1971 год** 
 + 
 +[[люди|#​Люди]] [[аэропорт|#​Аэропорт]] [[экспедиции|#​Экспедиции]]\\  
 +2 февраля родился Виктор Владимирович Михайлов. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​155972363368496 
 + 
 +**1979 год** 
 + 
 +[[гидромет|#​Гидромет]] [[аэропорт|#​Аэропорт]] [[экспедиции|#​Экспедиции]]\\ ​  
 +«Полярный выпуск» «Последних известий» Всесоюзного радио. Корреспондент Валерий Кравец. Февраль 1979 года
 +В ДУГМС ​наступил наиболее активный период работ ​на льду, ограниченный временем таяния ледовых аэродромов. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154737542379568 
 + 
 +**1983 год** 
 + 
 +[[культура|#​Культура]] [[морпорт|#​Морпорт]] [[экспедиции|#​Экспедиции]] [[туризм|#​Туризм]] \\ 
 +«Полярный выпуск» «Последних известий» Всесоюзного радио. Корреспондент Валерий Кравец. Январь 1983 года. 
 +На Диксоне завершила работу группа кинематографистов Центральной студии научно-популярных фильмов. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154533999360048 
 + 
 +**1988 год** 
 + 
 +[[аэропорт|#​Аэропорт]] [[экспедиции|#​Экспедиции]]\\  
 +«Полярный выпуск» «Последних известий» Всесоюзного радио. Корреспондент Валерий Кравец. Февраль 1988 года. 
 +Необычную работу выполнил сегодня экипаж самолета «АН-74»,​ работающий в Диксонском районе. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154745309640752 
 + 
 +**2005 год** 
 + 
 +[[экспедиции:​диксон_дудинка.2005|Диксон – Дудинка, ​лыжный переход]] 
 + 
 +**2008 ​год** 
 + 
 +[[своёдело|#​СвоёДело]] [[экспедиции|#​Экспедиции]]\\ 
 +«Одним из приоритетных направлений компании ООО «МИРА» является доставка грузов в поселок городского типа Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края». https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154602362517552 
 + 
 +**14 июля 2013 года** 
 + 
 +[[экспедиции:​летим_на_диксон.2013_год|«Летим на Диксон»]] 
 + 
 +**2014 год** 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[адреса|#​Адреса]] [[диксонdixon|#​ДиксонDixon]]\\ 
 +1 и 2 февраля 2014 года, в Челябинске прошло экстремальное автомобильное шоу Arctic Express. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154642669189168 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[адреса|#​Адреса]]\\ 
 +16 февраля 2014 года. «Русский мир». https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154698978572336 
 + 
 +**2016 год** 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[адреса|#​Адреса]]\\ 
 +Февраль ​2016 года. «Закончив ​арктический тюнингмы собрались на Диксон. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​156041863575600 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]]\\  
 +Февраль ​2016 года. «Мы увидели мир таким, каким он был создан» - пермский джиппер рассказал о путешествии пермяков в столицу Арктики — Диксон и об экспедиции по Ямалу. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154721698330672 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[силовики|#​Силовики]] [[адреса|#​Адреса]]\\ 
 +Февраль 2016 года, Владислав Шурыгин,​ «Спецназ России в Арктике». Объединение «Северный десант» готовится к очередной экспедиции. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154734161508400 
 + 
 +**2017 год** 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[адреса|#​Адреса]] [[гидромет|#​Гидромет]] \\ 
 +14 февраля 2017 года, стартовала снегоходная экспедиция «Легенды Арктики» посвящена 120-летию со дня ​легендарного арктического плавания команды Фритьофа Нансена (на корабле «ФРАМ» в 1893-1896 годах)https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​156019504592944 
 + 
 +**2018 год** 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[адреса|#​Адреса]]\\ 
 +14 января 2018 года, с претензией на рекорд России и Мира, стартовала уникальная экспедиция «Диксон». https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154526898993200 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[первыйсамый|#ПервыйСамый]] [[адреса|#​Адреса]] \\ 
 +23 января 2018 года, был установлен рекорд России и Мира - экспедиция на стандартных автомобилях ​добралась до самого северного континентального населённого пункта на планете - посёлка Диксон. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154601725048880 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[адреса|#​Адреса]]\\ 
 +Февраль 2018 года. «Гонки с ледоколомвидео из серии «Безумные Русские». https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​155969378662448 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[адреса|#​Адреса]]\\ 
 +Февраль 2018 года. «Таймыр» спешит на помощь. Атомный ледокол подобрал путешественников,​ стартовавших из Норильска на двух внедорожниках в Диксон и застрявших в снегах на обратном пути. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​155970009708592 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[адреса|#​Адреса]]\\ 
 +Февраль 2018 года. В Таймырском краеведческом музее прошла встреча участников экстремальной арктической экспедиции «Диксон»,​ которые преодолели около 1000 км пути на двух ​стандартных автомобилях по льду Енисея вдоль ледокольного следа до самого северного населенного пункта в мире. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​155984169220144 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[адреса|#​Адреса]]\\ 
 +Февраль 2018 года. Участники экспедиции «Диксон»,​ организованной ярославским путешественником Богданом Булычёвым, вернулись в Москву. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​156010364418096 
 + 
 +**2019 год** 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[адреса|#Адреса]] \\ 
 +11 января 2019 года в Мурманске стартовала экспедиция «Северная тропа-2019». https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​154539477383216 
 + 
 +===== 2020 год ===== 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[адреса|#​Адреса]] \\ 
 +Февраль 2020 года. 23 февраля, к руинам ​Диксона для съемок документального фильма о подвиге советских ​моряков ​из газовой столицы отправилась автомобильная экспедиция. https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​156054334617648 
 + 
 +[[даты|Март]] 2020 года. «Мы уже прошли 1000 км от Уренгоя, это были непростые 1000 км, мы шли их неделю! Еще нам нужно 700.  
 +https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​156132969429040 
 + 
 +**2021 год** 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[адреса|#​Адреса]] [[люди|#​Люди]]\\ 
 +Февраль 2021 года. Эта удивительная встреча произошла ни где - то в тёплом и уютном городском кафе средней полосы Россииа на самом краю земли на 73 параллели северной широты . https://​ok.ru/​diksongrapho/​topic/​156007853930544 
 + 
 +[[экспедиции|#​Экспедиции]] [[культура|#​Культура]] \\ 
 +Февраль 2021 года. Путешественник из Екатеринбурга Олег Приходько снял фильм про поселок Диксон, один из самых северных населенных пунктов России. https://ok.ru/​diksongrapho/​topic/​156008190720048
  
-3 сентября 1936 года дальнейшая проводка караванов через льды Карского моря стала невозможной. Пясинская транспортная операция была признана неудачной. Из 22700 тонн грузов,​ направленных на строительство комбината в 1936 году, до порта Валёк было доставлено только 6000 тонн, 1700 тонн возвращены обратно и 15000 тонн застряли на озере Пясино,​ вблизи мыса Голого,​ и оставлены там на зимовку. Грузы вмёрзли в лёд в 85-ти км от Валька. Только после ледостава их с невероятным трудом колонной из четырёх тракторов перевезли по зимникам к месту строительства. Через каждые 15 км были установлены палатки для обогрева людей и дозаправки техники. В первую очередь вывезли два узкоколейных паровоза,​ шесть платформ и двести тонн рельсов для строительства дудинской узкоколейки. 
  
-В неудаче обвинили транспортную контору ГУСМП, затянувшую сроки выхода караванов и не обеспечившую суда необходимой осадки для прохода по мелководью. 
  
-Причалов в портах во вторую навигацию н было, так же как и в первую. Успели построить только 40 метров ряжевого причала в Дудинке,​ что было каплей в море. Всё опять грузили вручную и только некоторую часть грузов перекладывали на платформы и поднимали на крутой берег по рельсовой ветке с помощью тракторов. Особенно тяжело было выкатывать на берег круглый лес, прибывающий в плотах с юга края. Намокшие брёвна становились неподъёмными и, несмотря на круглогодичное использование труда заключённых Норильсклага,​ в навигацию 1936 года вмёрзшими в Енисей остались более 22000 кубометров леса. 
  
-В результате неудачи Пясинской транспортной операции основной перевалочной базой для грузов "​Норильскстроя"​ стала Дудинка. Было принято решение о строительстве универсального порта на Енисее. 
  
  
-==== Источники ==== 
  
-Вадим Денисов,​ "​История Норильска",​ ст. 234-237, ООО "​АПЕКС",​ 2013 год. 
  
-http://​www.memorial.krsk.ru/​Public/​00/​20050830.htm 
  
-http://​nordpoisk.ru/?​id=124&​category=66 
  
-http://​www.e-river.ru/​freight/​map/​Pyasina/​ 
  
-https://​goarctic.ru/​history/​pervaya-navigatsiya-v-promyshlennom-norilske-/​ 
  
экспедиции.1656310926.txt.gz · Последние изменения: 09:22 27.06.2022 — murtazaj