Порт Диксон - фактория Валёк, расстояние - 900 километров.
Начальник экспедиции - В. А. Добровольский, главный советник по проводке судов - К. А. Мецайк, капитан теплохода «Красноярский рабочий» - М. Е. Лиханский.
Во время первой Пясинской экспедиции было проведено три каравана судов с Диксона в порт Валёк.
С началом строительства Норильского комбината на Таймыр хлынул поток грузов. Нуждались решительно во всём. Нужны были материалы, оборудование, снаряжение, продовольствие и многое другое. Бесконечные тонны грузов необходимо было доставить к месту строительства, а для этого было всего два пути. Первый - рекой до Дудинки и далее больше 100 км по полному бездорожью до Норильска. Второй гораздо длиннее - до Диксона и далее по Карскому морю до мыса Входного, после по реке Пясина до фактории Валёк на реке Норилка. Этот путь по воде длиннее на 1400 км, но зато от Валька до Норильска остаётся всего 12 - 14 км. Пясинский водный путь мог бы значительно упростить доставку грузов на строительство именно из-за короткого сухопутного участка.
Доставку грузов водой осуществляли две организации: Енисейское управление речного транспорта везло грузы по Енисею, а ГУСМП - Карским морем. По направлениям грузы разделялись на острове Диксон, получалось два грузопотока - на Дудинку и на Валёк. В навигацию 1935 года большая часть грузов комбината была направлена именно на Валёк, куда караваны судов благополучно добрались в августе - сентябре.
Причалов в тот год не было нигде кроме Диксона, ни на Вальке, ни в Дудинке. Загруженные суда вставали на значительном расстоянии от берега и люди вручную, по пояс в воде, таскали машины и цемент, продукты и одежду, рельсы и взрывчатку, горючее и медикаменты. Без механизмов были выгружены автомашины ГАЗ - АА и ЗИС - 5, компрессоры и тракторы. Даже два первых паровоза для узкоколейки выгружали вручную. Известно, что только за один день, 28 сентября 1935 года, таким образом было дотавлено на берег более 800 тонн грузов. На разгрузку пятитонной баржи отводилось не более пяти суток. Надо было спешить: заканчивалась навигация и вот-вот должен был начаться ледостав.
Временные склады и другие укрытия для грузов делали тут же, не прекращая круглосуточной разгрузки. Только зимой начали строить капитальные складские помещения, сортировать привезённый груз, организовывать учёт. На Вальке появилось отделение торговли. Так начинался Вальковский порт. Он мог бы стать основным портом Норильского комбината в стабильного успеха речной пясинской навигации.
Всего в первую навигацию Карско - Пясинским путём в Норильск пришло 3 каравана грузовых судов. Было доставлено 5404 тонн материалов и оборудования для «Норильскстроя», около 4000 тонн грузов для Таймырского национального округа. Казалось, что транспортная проблема близка к решению. В следующую навигацию планировалось доставить Пясинскими караванами уже более 23000 тонн.
Порт Диксон - фактория Валёк, расстояние - 900 километров
Окрылённые успехом норильчане немедленно, зимой 1935 - 1936 годов, построили первую узкоколейку до Валька, рассчитывая увеличить грузопоток в следующую навигацию. Однако пясинская навигация 1936 года была настолько неудачна, даже трагична, что после неё от доставки основных грузов через Валёк отказались навсегда.
В 1936 году на Валёк было решено отправить грузы первой необходимости, несмотря на то, что фарватер Пясины был обозначен только приблизительно, а гидрологический режим всей системы не был определён.
Сначала в сильный шторм в Карском море попал караван с лесоматериалами из Игарки. Погибло более 1200 тонн леса. Тогда же возле Диксона потерпела аварию баржа с грузами «Норильскстроя». Известно, что команда самоотверженно спасала груз.
В середине августа нетипично сложная ледовая обстановка в Пясинском заливе не позволила караванам пройти в реку. Положение осложнялось тем, что из-за постоянной нехватки грузовых судов использовали всё, что держалось на воде, зачастую корабли, непригодные для плавания во льдах.
Грузы застряли у Диксона. Прибывший для прокладки пути ледокол №8 был затёрт льдами. Через несколько дней с помощью ледокола «Сибиряков» караван с трудом двинулся в путь.
Ещё через несколько дней выяснилось, что вода в Пясине сильно упала и большинство судов каравана не могут пройти по обмелевшей реке. Обиднее всего было то, что именно на баржах с глубокой осадкой находились краны и другие механизмы для ускорения работ по разгрузке в порту Валёк. Решено было технику разобрать, чтобы уменьшить осадку барж, и доставить в порь, где смонтировать снова.
Часть судов, самых тяжёлых, была направлена в Дудинку, остальные всеми силами пытались протолкнуть на озеро Пясино. Для этого были задействованы несколько ледоколов и гидросамолёт для разведки. Поступающие грузы были жизненно важны для Норильска. Срыв навигации, может быть, самой важно в истории Норильска, грозил срывом строительства всего комбината.
Небольшой части наиболее лёгких судов удалось добраться до Валька, остальные застряли на отмелях и во льдах. Чтобы пройти по мелководью, некоторые баржи освобождались от части груза, сливали горючее и даже сбрасывали якоря. Два таких якоря и сейчас можно увидеть на промысловой точке Чёрная, в среднем течении реки.
3 сентября 1936 года дальнейшая проводка караванов через льды Карского моря стала невозможной. Пясинская транспортная операция была признана неудачной. Из 22700 тонн грузов, направленных на строительство комбината в 1936 году, до порта Валёк было доставлено только 6000 тонн, 1700 тонн возвращены обратно и 15000 тонн застряли на озере Пясино, вблизи мыса Голого, и оставлены там на зимовку. Грузы вмёрзли в лёд в 85-ти км от Валька. Только после ледостава их с невероятным трудом колонной из четырёх тракторов перевезли по зимникам к месту строительства. Через каждые 15 км были установлены палатки для обогрева людей и дозаправки техники. В первую очередь вывезли два узкоколейных паровоза, шесть платформ и двести тонн рельсов для строительства дудинской узкоколейки.
В неудаче обвинили транспортную контору ГУСМП, затянувшую сроки выхода караванов и не обеспечившую суда необходимой осадки для прохода по мелководью.
Причалов в портах во вторую навигацию н было, так же как и в первую. Успели построить только 40 метров ряжевого причала в Дудинке, что было каплей в море. Всё опять грузили вручную и только некоторую часть грузов перекладывали на платформы и поднимали на крутой берег по рельсовой ветке с помощью тракторов. Особенно тяжело было выкатывать на берег круглый лес, прибывающий в плотах с юга края. Намокшие брёвна становились неподъёмными и, несмотря на круглогодичное использование труда заключённых Норильсклага, в навигацию 1936 года вмёрзшими в Енисей остались более 22000 кубометров леса.
В результате неудачи Пясинской транспортной операции основной перевалочной базой для грузов «Норильскстроя» стала Дудинка. Было принято решение о строительстве универсального порта на Енисее.
Вадим Денисов, «История Норильска», ст. 234-237, ООО «АПЕКС», 2013 год.
http://www.memorial.krsk.ru/Public/00/20050830.htm
http://nordpoisk.ru/?id=124&category=66
http://www.e-river.ru/freight/map/Pyasina/
https://goarctic.ru/history/pervaya-navigatsiya-v-promyshlennom-norilske-/