Диксонская Тетрадь

О Карском Граде и Его Горожанах

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


komet
Untitled

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

komet [19:47 09.11.2020] (текущий)
murtazaj создано
Строка 1: Строка 1:
 +Рейдер Третьего рейха. 80 лет назад советские лоцманы провели Северным морским путем немецкий вспомогательный крейсер «Комет»,​ который 500 дней пиратствовал в Тихом океане
 +Владимир Воронов,​ 4 сентября 2020
 +Германский корабль «Комет» (Komet) под командованием капитана-цур-зее (капитана 1 ранга) Роберта Эйссена прошел Берингов пролив в ночь с 5 на 6 сентября 1940 года. За его спиной осталось 3300 миль плавания по Северному морскому пути. Этот переход «Комет» совершил в течение рекордных 23 суток, побив прежний рекорд плавания по Северному морскому пути — 26 дней.
 +Если же учесть,​ что из этих 23 суток ходовых было 15, достижение и вовсе выглядит фантастическим.
 +Правда,​ об этом выдающемся рекорде газеты не писали:​ под покровом глубочайшей секретности советские ледоколы и советские лоцманы провели вдоль всего советского арктического побережья в Тихий океан боевой корабль Кригсмарине,​ задачей которого было ведение боевых операций на путях британского судоходства.
 +Подсчитано,​ что общий тоннаж потопленных и захваченных этим нацистским рейдером судов — британских,​ австралийских,​ новозеландских,​ норвежских и нидерландских — составил 42 000 брутто-регистровых тонн. Попутно рейдер артиллерийским огнем уничтожил британский завод по переработке фосфатов и нефтехранилище на острове Науру, действовал у побережья Австралии,​ наделал шуму в водах Антарктики…
 +Пушки для «торговца»
 +Формальный отсчет этой пиратской эпопеи ведут от 3 июля 1940 года, когда «Комет»,​ значившийся в немецких документах также как «судно № 45», вышел из Готтенхафена (так немцы именовали захваченную польскую Гдыню),​ направившись к берегам Советской Арктики. За месяц до этого, 2 июня 1940 года, «Комет»,​ переоборудованный во вспомогательный крейсер из сухогруза «Эмс» (Ems), официально был включен в состав Кригсмарине.
  
 +«Комет»,​ переоборудованный из сухогруза «Эмс»
 +На деле началось все значительно раньше. Сухогруз «Эмс» спущен на воду в Бремене 16 января 1937 года, но в самом начале Второй мировой войны, как и все прочие гражданские суда, реквизирован военными,​ а 1 декабря 1939 года его командиром назначен капитан-цур-зее Роберт Эйссен. Сам же корабль подвергся значительной реконструкции,​ получив весьма мощное вооружение:​ шесть 150-миллиметровых орудий,​ одно 60-миллиметровое орудие (по другим данным,​ 75-миллиметровое),​ а также шесть единиц зенитного вооружения — спаренную 37-миллиметровую зенитную установку и четыре 20-миллиметровых зенитных автомата.
 +Также корабль оснастили шестью торпедными аппаратами (хотя ряд источников утверждает,​ что торпедных аппаратов было десять) — боезапас 24 торпеды,​ и сбрасыватели мин — рейдер принял на борт мощные якорные гальваноударные мины типа ЕМС. Для скрытой постановки мин на борту имелся быстроходный катер. В специально сооруженном ангаре также находился гидросамолет Arado Ar 196 А-1, предназначенный для ведения воздушной разведки.
 +Все артиллерийское вооружение было замаскировано и надежно скрыто от чужих глаз за откидными орудийными портами,​ щитами и люками. Мостик и наиболее уязвимые механизмы были защищены броней,​ радиооборудование было заменено на самое новейшее,​ навигационное оборудование и вовсе по тем временам было блестящим.
 +
 +Гидросамолет Arado Ar 196 А-1 для ведения воздушной разведки. Фото: asisbiz.com
 +Помимо этого на корабле имелось множество приспособлений,​ позволявших оперативно и кардинально менять внешний его вид и силуэт — фальшивые дымовые трубы, фальшивые борта и пр. Жилые помещения могли вместить до 300 человек (притом что обычная команда сухогруза такого типа 24–35 человек),​ дальность автономного плавания составляла не менее 70 тысяч миль.
 +Для советской стороны ни назначение германского корабля,​ который предстояло провести Северным морским путем, ни его оснащение секретом не было. Генерал-лейтенант ФСБ Василий Христофоров,​ бывший главный архивист ФСБ, опубликовал справку,​ представленную высокой инстанции Главным транспортным управлением (ГТУ) НКВД СССР, курировавшим спецоперацию по проводке рейдера:​
 +«Германский пароход «Комета» (так в документе. — Авт.) — вспомогательный крейсер — по-вахтенному,​ команда из 200 человек,​ труба переделанная,​ борта двойные,​ командный мостик бронированный. Везет: артиллерийские снаряды,​ торпеды для подлодок,​ самолеты — части. Вооружен,​ но вооружение спрятано в трюмах. Водоизмещение судна 6–7 тысяч тонн». Другой источник НКВД сообщал:​ «Фырол» (советское кодовое наименование рейдера на время его проводки по Севморпути. — Авт.) <…> новый хороший теплоход,​ оборудованный всеми последними навигационными приборами. Его эхолот,​ его гирокомпас во многих отношениях превосходят по своей точности приборы,​ установленные на наших судах».
 +
 +Начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России Василий Христофоров во время интервью. Фото: РИА Новости
 +Также сообщалось,​ что корабль «имеет прекрасно оборудованную радиостанцию… Круглые сутки одновременно,​ не снимая наушников,​ сидят 6 радистов. Седьмой человек из радистов не слушает сам, он имеет чин офицера». «Командование крейсера не скрывало,​ что они военные офицеры и что на борту команда состоит из военных моряков. Во время нашего пребывания на борту, — это уже из отчета советских лоцманов,​ — ежедневно производился полный военный церемониал». «Советские лоцманы могли достаточно легко распознать в экипаже «Кометы» военных,​ тут любая маскировка,​ даже по дисциплинарным причинам,​ была невозможна,​ — так писал в своих воспоминаниях сам Роберт Эйссен. — Все моряки носили настоящую военно-морскую форму, и я проводил все переговоры в форме капитана-цур-зее военно-морского флота».
 +Вопрос о проводке рейдера Северным морским путем решили еще в ходе переговоров в феврале 1940 года.
 +Согласно одним источникам,​ первоначально речь шла о проводке 26 немецких судов из Тихого океана на запад, еще двух — с запада на восток. Формально груз — соевые бобы (на запад),​ шедшие же на восток как бы пустые — «в балласте». Затем количество судов, которые должны были пройти с востока,​ снизили до 10, а 3 апреля 1940 года германское посольство и вовсе аннулировало это предложение.
 +
 +Но о проходе одного рейдера на восток договорились. При этом особо было оговорено,​ что проводка будет осуществляться в режиме строжайшей секретности:​ немецкий корабль должен был идти под видом советского — с советским названием на борту, под советским флагом. Решением Кремля проводка была возложена на Главное управление Северного морского пути и Наркомвнешторг. Обеспечение секретности операции возложили на Главное транспортное управление НКВД СССР.
 +Разумеется,​ все эти «коврижки» немцы получили не за просто так — у советской стороны тоже был свой «морской» интерес.
 +Сталин страстно желал заполучить один из «карманных линкоров фюрера»,​ тяжелый крейсер типа «Дойчланд». Все переговоры Москвы и Берлина на морские темы велись в прямой увязке именно с этой темой. 11 февраля 1940 года недостроенный крейсер «Лютцов» стал «наш»: его продали Советскому Союзу. 31 мая 1940 года «Лютцов» наконец отбуксировали на Балтийский завод.
 +Вскоре в свой рейд отправился и «Комет». Вдоль берегов Норвегии он шел под советским флагом — как ледокольный пароход «Семен Дежнев». Дальше тоже неоднократно менял «вывеску»,​ фигурируя то как советский сухогруз «Дунай»,​ то как немецкий «Донау»,​ то снова становился «Дежневым». Разумеется,​ все это было согласовано с советскими кураторами «проекта». Более того, обеспечивая надежное прикрытие,​ даже убрали настоящий «Дежнев» с глаз долой, отправив обслуживать самые удаленные станции Карского моря и моря Лаптевых.
 +В советские воды «Комет» вошел 9 июля 1940 года, а 15 июля встал на якорную стоянку северо-восточнее острова Колгуев в Баренцевом море: советское руководство оказалось не готово к проводке рейдера. Точнее,​ не готовой к походу оказалась советская подводная лодка Щ-423, вслед за экспедицией по проводке которой и должен был идти «Комет». Рейдер ждал разрешения,​ чуть не ежедневно меняя места якорных стоянок. На две недели фальшивый «Семен Дежнев» полностью выпал из поля зрения советских «компетентных органов»:​ до сих пор никто не знает, где и чем он занимался,​ а из тринадцати его стоянок установлено лишь две.
 +Надо полагать,​ что боевой корабль и его команда время зря не теряли,​ но что именно они делали — вели разведку,​ промер глубин,​ обследовали берег, вели закладку тайников,​ скрытую установку каких-то приборов — это можно лишь предполагать. Как не без оснований полагают авторы ряда исследований о нацистских операциях в Советской Арктике,​ капитан 2 ранга Сергей Ковалев и Анатолий Федоров,​ «Эйссен провел обширнейшие исследования глубин,​ грунта,​ течений во многих районах Баренцева моря, а уже на основе этих исследований наверняка и были подготовлены подробнейшие карты для немецких подводников,​ которые позже позволили им выбирать наиболее выгодные районы ожидания на подходах к Кольскому заливу и Горлу Белого моря». По версии исследователей,​ именно на основе данных Эйссена и была разработана схема блокады подлодками Деница Кольского залива,​ достаточно успешно применявшаяся в ходе войны.
 +14 августа 1940 года Эйссен,​ подойдя к проливу Маточкин Шар, взял на борт советских лоцманов Дмитрия Сергиевского и Афанасия Карельских. Эпопею «Комета» достаточно детально описал сам Эйссен,​ выпустивший после войны книгу воспоминаний. Впрочем,​ еще 3 апреля 1943 года его же статья «Комет» огибает Сибирь» вышла в Hamburger Fremdenblatt. Натурально,​ расшифровка спецоперации!
 +Но к тому времени Германия и СССР вовсю воевали друг с другом,​ да и «Комет» покоился на дне, так что Берлину те секреты повредить уже не могли.
 +Это явно была чисто пропагандистская попытка стравить союзников,​ внеся сумбур в их далеко не стройные ряды: смотрите,​ мол, а ведь русские нам помогали топить англичан! Впрочем,​ вряд ли для Черчилля и его служб это было каким-то открытием,​ так что пропагандистский эффект оказался никаким.
 +Эйссен описывал,​ как в ходе путешествия регулярно делал стоянки и высаживал не берег «шуточные десанты»,​ невзирая на протесты советских лоцманов. Пока одна партия моряков искала плавник,​ другая собирала грибы и ягоды, третья… — а кто же знает, чем на самом деле занимались все эти «шуточные десанты» на Новой Земле? Два советских лоцмана за всем этим точно уследить были не в состоянии,​ равно как и проконтролировать,​ все ли из 270 моряков списочного состава затем возвращались на борт.
 +По сути — наглая,​ неприкрытая разведывательная операция,​ рекогносцировка возможной высадки десанта и диверсионных групп.
 +Во всяком случае,​ из представленных лоцманами отчетов следовало,​ что на всем протяжении пути немцы вели непрестанную фотосъемку берега,​ изучение фарватера,​ промер глубин в проливах. Разведка эфира также велась в круглосуточном режиме.
 +19 августа рейдер вышел в Карское море, а 22 августа снова стал на трехдневные «каникулы» у острова Тыртова,​ вновь использовав эту возможность для высадки рекогносцировочных групп и получения гидрологической информации. Через ледовые поля моря Лаптевых рейдер вел ледокол «Сталин»,​ затем эстафету принял ледокол «Лазарь Каганович». А вот 1 сентября 1940 года, когда до чистой воды оставалось каких-то 600 миль, прибывший с «Кагановича» начальник морских операций в восточном секторе Арктики Афанасий Мелехов доставил неожиданное указание Москвы:​ в сопровождении ледокола вернуться обратно.
 +По словам советского представителя,​ в Беринговом проливе якобы курсируют американские корабли,​ которые… не должны узнать,​ что немецкое судно прошло Северным морским путем при помощи СССР! Трудно сказать,​ по какой причине советское руководство решило отыграть «взад».
 +Адмирал Головко в своих мемуарах написал,​ что это решение принял Сталин,​ якобы «вдруг» узнав, что судно следует с военной командой. Пояснение не выдерживает никакой критики:​ что это военный корабль — с военной командой,​ под началом кадрового офицера Кригсмарине,​ имеющий сильное вооружение и следующий для выполнения чисто боевых задач — советское руководство знало изначально.
 +
 +Адмирал Головко на мостике наблюдает за караваном кораблей. Фото: РИА Новости
 +2 сентября 1940 года капитан-цур-зее Эйссен заявил:​ я подчиняюсь только Берлину,​ потому советские указания не выполню,​ дальше следую самостоятельно. Понятно,​ что ни малейшей возможности воспрепятствовать действиям германского военного корабля у советского ледокола не было. Высадив со своего борта лоцманов,​ «Комет» двинулся дальше…
 +Четыре флота адмирала Эйссена
 +
 +Роберт Эйссен
 +Биография того, кто провел рейдер Северным морским путем, а затем командовал его боевыми операциями,​ заслуживает отдельного описания. Роберт Эйссен родился в 1892 году во Франкфурте-на-Майне.
 +В Кайзермарине с 1911 года: кадет военно-морской академии в Мюрвике,​ служба на бронепалубном крейсере «Ганза»,​ а с апреля 1912 года уже фенрих-цур-зее (кандидат в офицеры) Эйссен проходит практику на легком крейсере «Бремен». Затем перевод на легкий крейсер «Карлсруэ» и 3 августа 1914 года следует присвоение первого офицерского звания:​ лейтенант-цур-зее. Вот на борту этого крейсера Эйссен и обрел свой первый боевой опыт: «Карлсруэ»,​ заблаговременно посланный в Вест-Индию,​ с первых дней войны оперирует в Карибах и южной Атлантике в качестве рейдера.
 +За три месяца крейсер захватил и потопил 17 торговых кораблей,​ в основном британских,​ общим тоннажем 76 453 брт. Это и была, можно сказать,​ первая пиратская практика будущего рейдера Третьего рейха. Правда,​ для корабля и большей части его команды эта практика закончилась трагически:​ 4 ноября 1914 года в 350 милях восточнее Тринидада и Тобаго,​ во время рандеву с угольщиком снабжения,​ серия самопроизвольных взрывов оторвала носовую часть крейсера. Кормовая продержалась на плаву 27 минут.
 +Погибли 262 моряка,​ в том числе и командир крейсера,​ угольщик сумел спасти 146 человек.
 +Лейтенанту-цур-зее Эйссену повезло очутиться в числе спасенных. В декабре того же года он уже вновь в фатерлянде,​ а в январе 1915 года приступил к несению службы на легком крейсере «Амазон».
 +У ряда отечественных авторов можно встретить утверждения,​ что в качестве офицера вспомогательного крейсера «Метеор» Эйссен принимал участие в боевых походах к берегам Мурмана. В частности,​ уже упомянутые С. Ковалев и А. Федоров пишут, что Эйссен якобы даже «был среди инициаторов и разработчиков схемы минного заграждения в горле Белого моря, которая едва не сорвала планы движения союзных конвоев в Архангельск». Да еще, «возможно,​ тогда же он участвовал в разработке планов деятельности на нашем Севере и кайзеровских субмарин».
 +Но сомнительно,​ что столь юный офицер,​ не прошедший школу самостоятельного командования — хотя бы катером,​ мог быть инициатором и организатором чего-либо серьезного в столь консервативной и предельно жестко-иерархичной структуре,​ как Кайзермарине.
 +Достоверно известно про службу Эйссена на миноносцах и направлении в школу подготовки подводников уже в самом конце войны. За свою первую войну он удостоился Железных крестов 2-го и 1-го класса,​ а также ордена Церингенского Льва II рыцарского класса с мечами — награда Великого герцогства Баден.
 +После войны Эйссен с флота не ушел, продолжив службу в Рейхсмарине:​ служил на тральщиках,​ в 1922 году получил звание капитан-лейтенанта,​ в 1924–1926 гг. командовал миноносцем,​ а в 1929 году получил назначение старшим офицером гидрографического судна «Метеор». 1 января 1930 года получил звание корветтен-капитана (капитана 3 ранга),​ с 1 июля 1935 года — фрегаттен-капитан (капитан 2 ранга),​ а в сентябре того же года он получил под свое начало тот же «Метеор»,​ до 1935 года активно занимавшийся гидрографическими исследованиями в районе Гренландии и Исландии.
 +1 января 1937 года Роберту Эйссену присвоено звание капитана-цер-зее,​ он получает должность начальника отдела военно-морского управления военного министерства,​ его заслуженно считают одним из самых опытных гидрографов немецкого флота. 1 декабря 1939 года Эйссен назначен командиром вспомогательного крейсера «Комет»,​ в этой должности он оставался до 20 февраля 1942 года.
 +За переход через Арктику и первые боевые успехи в рейдерстве 25 декабря 1940 года капитан-цур-зее Эйссен награжден пристежками к уже имевшимся у него Железным крестам 2-го и 1-го классов,​ а 1 января 1941 года ему присвоено звание контр-адмирала,​ хотя командиров рейдеров столь высокими чинами обычно не жаловали и за куда большие успехи. 30 ноября 1941 года «Комет»,​ совершив кругосветку,​ вернулся в Гамбург,​ а за день до того Эйссен получил радиограмму о награждении Рыцарским крестом Железного креста.
 +…14 октября 1942 года «Комет»,​ вышедший под началом нового командира в очередной рейд, потоплен в Ла-Манше британским торпедным катером,​ из команды не спасся никто. Но это уже другая история. А вот контр-адмирал Роберт Эйссен прожил до 1960 года, успев на закате дней послужить начальником гидрографической службы Бундесмарине — это был четвертый флот в его жизни…
 +Надо сказать,​ что свои чины и награды Эйссен выслужил сполна одним лишь своим арктическим переходом:​ за сущие копейки — 950 тысяч рейхсмарок,​ которые Берлин заплатил СССР, — немцы провели блистательную разведку самых глубин Советской Арктики,​ попутно обретя бесценный опыт арктического плавания. Все это позволило Кригсмарине успешно действовать в том районе до самого конца войны и дорого обошлось морякам советских и союзных арктических конвоев. Зато Сталин получил недостроенный «карманный линкор фюрера»,​ оказавшийся в результате бесполезным…
 +
 +https://​novayagazeta-ru.turbopages.org/​novayagazeta.ru/​s/​articles/​2020/​09/​04/​86960-reyder-tretiego-reyha?​promo=navbar&​utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
 + 
komet.txt · Последние изменения: 19:47 09.11.2020 — murtazaj