Диксонская Тетрадь

О Карском Граде и Его Горожанах

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


транссиб
Untitled

Это старая версия документа.


Транссибирская железнодорожная магистраль

«Даруй нам железную дорогу, приблизь нас к Себе, отчуждённых от Тебя. Повели, чтоб Сибирь внедрилась воедино во едином государстве». 1868 год.

В то время, когда на сибирском севере постоянно (и всё чаще успешно) предпринимались попытки установления надёжного морского хода, на юге Сибири нормальные транспортные пути отсутствовали. Складывалась странная ситуация: через устья сибирских рек можно было возить грузы, но не было самих грузов. Без постройки надёжной южной магистрали дальнейшее развитие края было невозможно. Завоз же в Енисейскую губернию всей продукции исключительно морем был дорог и долог, учитывая маленькую грузоподъёмность и размеры судов.

О строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали - Транссиба - начали говорить ещё в середине XIX века. Толчок к началу работ дал император Александр III. В 1891 году правительство издало указ «О закладке Великого Сибирского пути».

Вместе с тем стойкие противники строительства говорили о гнилых болотах и дремучей тайге со страшными холодами и невозможностью развивать сибирское сельское хозяйство. И даже требовали провести медицинскую экспертизу для определения умственных способностей защитников идеи строительства.

Многие считали, что в губернии с появлением железной дороги между аферистами и скупщиками разгорится борьба, народ будет разорён, а все выгоды достанутся иностранцам и проходимцам. И ещё один довод: наблюдение за сохранением порядков в крае сделается невозможным, затруднится надзор за политическими ссыльными вследствие облегчения побегов.

Но решение было принято и строительные работы начаты. Почти всё производилось вручную, с помощью топора, пилы, лопаты, кайла и тачки, но ежегодно прокладывалось около 500-600 км железнодорожного пути. Таких темпов история ещё не знала. Опытных т обученных плотников, каменщиков, столяров, кузнецов и путейцев вербовали в Сибирь из центральных районов. В разгар стройки на Транссибе работало 84-89 тысяч человек.

Трасса прокладывалась по малозаселённой или безлюдной местности, в таёжных дебрях. Путь преграждали полноводные реки, многочисленные озёра, болота и районы вечной мерзлоты.

Строительство Транссиба обошлось дорого, стоимость определяли в 350 млн. рублей золотом. По быстроте сооружения (12 лет) и протяжённости (7,5 тысяч км), трудностям строительства и объёмам выполненных работ Великая Сибирская железная дорога не знала себе равных во всём мире.

С одобрения Министерства путей сообщения через Карское море и устье Енисея была организована доставка грузов для великой стройки. Перевозку первых рельсов (1,5 тысяч тонн) до устья Енисея взяла на себя английская тогрово-транспортная фирма. Экспедицией руководил Joseph Wiggins. Доставленные к устью Енисея грузы предполагалось перевозить до Красноярска на речных буксирах и баржах. Для этой цели были приобретены речные суда, доставка которых была поручена Добротворскому. Навстречу от Красноярска двигалась вспомогательная речная экспедиция, в задачу которой входило изучение фарватера, установка сигнальных знаков, наём лоцманов и рабочих. В Гольчихе экспедицию встретил речной караван - пароходы с баржами. Перегрузка началась сразу, но в сильный шторм три баржи с рельсами погибли. Уцелевшие ри баржи с грузом ушли в Енисейск.

Сооружение Транссиба способствовало экономическому развитию Сибири, расширению городов и посёлков, увеличению потока переселенцев из центральных районов России. Северным землям буквально была дана новая жизнь. Оказавшись на трассе транзитного пути из Европы в Сибирь, по которому грузы можно было переваливать с судов на железную дорогу, многие поселения приобретали государственное значение. Одним из них стал Диксон.

Только авторизованные участники могут оставлять комментарии.
транссиб.1402573703.txt.gz · Последние изменения: 15:48 12.06.2014 — murtazaj